История создания ВАЗ

История создания ВАЗ берет свое начало в далеком 1967 году. Годом ранее ЦК КПСС и Совет министров проанализировал 54 потенциальных участка и остановил свой выбор на г. Тольятти. Строительство крупнейшего в СССР завода было объявлено комсомольской стройкой, а это значит, что в возведении завода участвовали тысячи молодых людей со всего Союза.

Технический проект строительства завода был подготовлен итальянским концерном Fiat. С этой же компанией был заключен договор на поставку технологического оборудования и обучение специалистов.

Фото завода ВАЗ

Фото завода ВАЗ

Через два года после начала стройки, на заводе ВАЗ стали формироваться бригады, которые в большинстве случаев комплектовались теми же молодыми людьми, которые возводили завод и производили монтаж технологического оборудования.  Сроки запуска завода были настолько ограниченными, что оборудование для ВАЗ производилось на 844 машиностроительных предприятия страны и 900 заводах социалистических стран. В изготовлении оборудования принимали участие и такие страны как ФРГ, Италия, Англия, США и др.

Благодаря ударным темпам, которые показали комсомольцы, началась история создания ВАЗ, которая ознаменовалась выпуском первых шести автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» в 1970 году. Строительство производственных мощностей было завершено на три года раньше запланированного срока.

Конвеер завода ВАЗ

Зборочный цех ВАЗа

Конструкция первого автомобиля, который сошел с конвейера ВАЗ, полностью копировала итальянский Fiat-124, однако можно было заметить и значительные доработки. Первая очередь завода была запущена в марте 1971 года и была рассчитана на производство 220 тыс. автомобилей. Через год на Волжском заводе была запущена в эксплуатацию вторая линия, которая также была рассчитана на 220 тыс. автомобилей в год.

История создания ВАЗ следовала своему логическому развитию. Первая модель завода проектировалась как маломощная. Объем двигателя такой модели составлял 1,7 литра с мощностью 62 лошадиные силы. Если сравнивать эту модель с ее итальянским прототипом, ВАЗ-2101 оснащался задними барабанными тормозами, которые обладали большей устойчивостью и долговечностью. Автомобиль разрабатывался с учетом состояния дорог, поэтому был увеличен дорожный просвет, а также усилен кузов и подвеска. В такой первозданной модификации первая модель выпускалась до 1982 года.

фото ВАЗ 2101

Легендарный ВАЗ 2101

Далее история создания ВАЗ продолжилась, и в 1972 году завод выпустил вторую модель ВАЗ-2102. Этот автомобиль выпускался как пятидверный хэтчбек, а по своим характеристикам ничем не отличался от первой модели, за исключением грузоподъемности, которая была увеличена на 430 килограмм. Кроме того в 1972 году, завод выпустил еще одну модель «Жигулей» – ВАЗ-2103, которая оборудовалась двигателем, объем которого составлял 1,5 литров, и выдавал мощность в 71 л.с.

Конструкторы Волжского завода никогда не прекращали работу над совершенствованием моделей, поэтому история создания ВАЗ постоянно двигалась вперед. В 1980 году была выпущена очередная модель ВАЗ-2105. Этот автомобиль был выпущен в качестве замены ВАЗ 2101, который к тому времени уже не выпускался заводом. Стандартная комплектация автомобиля оснащалась мотором с объемом 1,3 литра, мощностью 63 лошадиные силы. LADA-2105 собирается и посей день, и ее можно назвать самой дешевой моделью современного производства ВАЗ.

Самой популярной моделью, которая когда-либо собиралась на волжском автозаводе, можно назвать ВАЗ 2106. За основу этого автомобиля была взята модель Fiat 124 Speciale 1972 года. Автомобиль был адаптирован к отечественным условиям и оснащался сравнительно мощным двигателем, объем которого составлял 1,6 л. и мощностью 75 лошадиных сил. ВАЗ 2106 развивал скорость до 152 км/ч. Модель выпускалась вплоть до 2006 года, и за это время в ее конструкцию постоянно вносились изменения, которые и помогли автомобилю быть популярным на протяжении всего этого времени и позволили ему удержаться на рынке.

В 1982 году на заводе началась сборка ВАЗ-2107. Модель этого автомобиля стала последней моделью из так называемой «классики». За основу для создания автомобиля была взята модель ВАЗ- 2105. Эта модель является одной из самой продаваемых моделей на отечественном рынке, благодаря своей стоимости, простоте, и качественной надежности.

На смену классическому модельному ряду пришла модель ВАЗ-2108. Этот трехдверный хетчбэк произвел фурор на отечественном рынке. А в 1987 году на заводе было налажено производство новой модели ВАЗ-2109 «Спутник». Эта модель считалась более солидной, и за счет наличия пятой двери стала семейным автомобилем. Достоинствами автомобилей семейства «Самара/Спутник» являются прекрасные аэродинамические качества, высокий предел скорости и улучшенная управляемость на любых дорогах. В 1990 году на заводе была выпущена 4х-дверная модификация в кузове седан ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма». Этот автомобиль стал последним в истории создания автомобилей ВАЗ до распада СССР.

Далее, можно сказать, что история создания ВАЗ приобрела новые очертания и первым автомобилем, который был выпущен на постсоветском пространстве, стал ВАЗ-2110. Этот автомобиль оснащался мотором, объемом 1,5 литров, который выдавал мощность 79 лошадиных сил. Эта модель по праву считается моделью высокого класса в семействе «Самара», и способна конкурировать с такими автомобилями как Daewoo Nexia, Audi 80 и др.

Фото Лада Калина

Самыми новыми автомобилями Волжского автозавода являются Lada Kalina и Lada Priora. Однако, несмотря на все старания отечественного автопрома, в последние годы наметилась тенденция роста популярности японских и европейских автомобилей.

В период всемирного кризиса, АвтоВАЗ заключил договор с европейским автопроизводителем Renault, который на производственных мощностях Волжского автозавода ведет сборку таких моделей как Renault, Nissan и Lada, собирающихся на платформе В0 (Logan). Таким образом, история создания ВАЗ продолжается, поставляя на отечественный рынок новые модели.

Смотрите видео, как производятся автомобили ВАЗ:

Автор : Олег Бондарчук


Подписывайтесь на новые записи по email:

Спасибо!




Читайте похожие записи раздела в журнале Авто и Мото РУ: