ГАЗ АА знаменитая Полуторка
1928-1932 годы в Советском Союзе были ознаменованы стремительным развитием грандиозной программы по индустриализации. Именно тогда ГАЗ АА стал одним из ярких проектов, реализованных в жизнь и таких полезных для всей великой страны.
Для осуществления многочисленных планов правительства, необходимо было иметь качественный грузовик, то есть транспорт, который смог бы справиться с многочисленными функциями. Поэтому производство нужного автомобиля – это была практически первостепенная задача на тот момент. Хотелось отметить, что в конце 20х годов серийное производство грузовиков осуществлялось на заводах: Первый государственный автомобильный завод, а так же на ярославском Третьем государственном автомобильном заводе. Но, машины, которые получали рабочие, не справлялась с поставленными задачами. Грузовики имели малую мощность, а значит, необходимо было разработать совершенно новый проект советского грузовика. Так как опыта у советских инженеров было мало, поэтому самым лучшим вариантом было использование проекта из-за рубежа. Сначала советские умы и руководители обратили внимание конечно на запад. Тогда американцы стремительно набирали обороты собственного развития и могли предложить неплохие варианты. В 20е годы городом «автоградом» считался Детройт, именно туда обратилось советское правительство. В результате многочисленных переговоров General Motors отказался от участия в советском проекте, за то Ford с радостью согласился, кроме того и отечественную сторону это вполне устраивало. Ford отличался стабильностью и высоким уровнем технологического прогресса на тот момент. Для прототипа будущей машины был выбран Форд Т или более новое его название Форд – АА, что касается грузовика и Форд – А, что касается легкового автомобиля. Итак, ГАЗ АА получился неприхотливым, недорогим и удобным грузовиком, который по нраву пришелся «пролетариату» и властям.
Производство ГАЗа должно было начаться 1930 году. После подписания договора в Форд 31 мая 1929 года, недалеко от Нижнего Новгорода началось строительство завода, где были выпущены первые прототипы Форда.
6 ноября 1930 года грузовые автомобили начали сходить с конвейера московского Второго автосборочного завода. Последующие модели ГАЗ продолжили свой выпуск в 1932 году уже на Горьковском заводе, тогда начали выпускать по 60 автомобилей в день.
В процессе производства в ГАЗ были добавлены некоторые изменения, поэтому на «первых парах» грузовик отличался, правда, незначительно. К примеру, вплоть до 1934 года ГАЗ выпускался с кабиной, сделанной из дерева или прессованного картона. Так же разработчики усилили картер сцепления, усовершенствовали рулевой механизм, сделав его более удобным. Кроме того, оснастили выпускную систему двигателя воздушным фильтром и отстойником бензина. Крепление мотора к раме осуществлялась на резиновых прокладках – амортизаторах. В 1934 году начался выпуск нового двигателя, форсированного до 50 лошадиных сил для ГАЗ-А, уже в 1938 году полуторки стали оснащаться таким же агрегатом. Тогда была проведена еще одна работа над усилением рулевого механизма и укреплением задних рессор. В 1940 году вышел ГАЗ-ММ с усиленным буксирным прибором и фурнитурой крепления запаски, чуть позже брезентовые клапаны боковин кабины были заменены на широкие деревянные двери.
С наступлением военного времени ГАЗ АА был остаточно популярен и не уступал своим конкурентам. На тот момент неплохой моделью был ЗИС-5, но все же горьковский ГАЗ был значительно мощнее.
Все-таки наш ГАЗ – АА был намного мобильнее удобнее и технически лучше оснащен, чем его американский прототип Форд АА. Дело в том, что инженеры США создавали автомобиль по прототипу модели Форд А, не для работы, а с коммерческими целями и убеждениями. Наш же грузовик модернизировался и создавался именно с целями для народа, армии, для хозяйства и именно поэтому он считается более качественным.
Уже следующие грузовики серии А – ГАЗ ААА уже не считался прототипом американской модели, а был «могучим», востребованным и полезным для страны. Производство ГАЗ ААА началось уже в 1934 году. Модель «АА» еще долго не сходила с советских дорог.