Форд модель Т – Жестянка Лиззи
На заре автомобильной эпохи, еще в начале 20го века никто представить себе не мог, что железные «кони» заполонят все улицы и будут создавать современные пробки. А между тем, во многом мы обязаны этому – знаменитому предприимчивому американцу Генри Форду. Причем многие даже не задумываются о том, что «Форд» – это собственно фамилия реального человека, а не только название марки автомобиля. Свой первый автомобиль Генри Форд изобрел в 1896 году, этой моделью стал автомобиль Форд модель Т «Ford-T», или знаменитая «Жестянка Лиззи», как некоторые называли ее. Первые модели были выпущены в пользование уже в начале 20го века, в 1908 году. Форд был вообще самым дешевым транспортом, но абсолютно не в ущерб надежности и качеству. При сборке «Лиззи» использовались только детали из особо прочной стали, ванадия. Первая модель Т имела 4хцилиндровый мотор с рабочим объемом цилиндров в 2,9 литра. Тогда это было верх транспортного совершенства. Необычно для эпохи начала 20го столетия – единый блок для цилиндров. Максимальную скорость, которую могла развивать машина – 72 км./ч. Стоимость автомобиля была дешевой, даже если бы тогда сразу наладили конвейерную сборку этой модели.
Остановимся на управлении. «Жестянка Лиззи» обладала простым механизмом, Генри позаботился о том, что бы малоопытный водитель ни ломал голову над управлением. Машина была снабжена двухскоростной коробкой передач, она приводилась в действие с помощью нажатия педали. Педаль можно было приводить в три основных положения, которые знакомы нам и сегодня: нейтральная, первая и вторая передача. Существовала и еще одна педаль, которая соответствовала задней передаче, а последняя, третья педаль, приводила в действие тормоз. Сцепления в машине отсутствовало, а тормоз являлся трансмиссионным. Модель Ford имела в наличии и акселератор, который располагался прямо на руле в виде небольшого рычажка. До 1925 года покупателем не предлагались различные цвета автомобиля, Форд Т был черным. Кроме того, Генри Форд использовал именно черную краску, потому что она сохла быстрее всех и стоила дешевле остальных.
Форд Т имел и ряд существенных недостатков. Например, педали нажимались очень тяжело, освоить поездку на автомобилях могли только полные сил молодые мужчины. Постоянно водителю необходимо было следить за количеством топлива. Если, например, забираться в горку с малым содержанием бензина в баке, то мотор мог заглохнуть, тогда вся конструкция могла стремительно «свалиться» вниз. Кроме того, Форд модель Т имела совсем тусклые фары.
Но все равно эта машина привлекала людей, особенно учитывая, что стоимость ее не достигала и 900-т долларов. Кроме того, автомобиль легко передвигался по проселочным и неровным, разбитым дорогам и уже к 1920му году позволить себе Форд Т мог практически каждый кузнец. Время не стояло на месте, и Ford стремительно совершенствовался. Уже через несколько лет стали выпиливать удобные деревянные детали автомобиля. В 1909м году машин с маркой «Форд» было продано более 12ти тысяч, а через год 20 тысяч людей стали обладателям собственного вида транспорта.
Всего за 20 лет «Жестянка Лиззи» была продана в Америке в количестве более 15ти миллионов штук. Даже если машина и ломалась, то любой американец мог починить автомобиль буквально на коленях, а богатый предприниматель вполне мог купить себе новую «игрушку» в виде автомобиля Форд.
В 1914м году появился первый седан Форд модель Т. Что бы попасть на заднее или передние сидение, нужно было зайти в двери, расположенные посередине автомобиля. Такие автомобили были дороги и не имели особого спроса и популярности.
Прошло больше века и за это время все кардинально изменилось и усовершенствовалось. Конечно, автомобили Форд уже не имеют подобной цены, как в 20м веке, но собираются буквально за 93 минуты, когда раньше специалисту понадобилось целых 12 часов.
Смотрите видео, музей ретро автомобилей: